Вы находитесь: Новости - Статьи в СМИ

Статьи в СМИ

Статьи в СМИ

О новом Федеральном законе "Об обязательном медицинском страховании" "Аргументы и факты" от 19.01.2011 № 3


С 01 января 2011 года вступает в силу новый Закон об ОМС в РФ, который дает старт реформе ОМС. Главной целью реформы является защита интересов и прав пациента. Центральной фигурой системы ОМС должен стать человек. Сегодня медицинские учреждения в большинстве случаев содержатся за счет средств бюджетов различных уровней. При этом они получают деньги вне зависимости от того, сколько пациентов приняли и вылечили. И уж тем более независимо от качества проведенного лечения

Новый закон меняет эту ситуацию - деньги пойдут за пациентом. То есть финансируется оказанная услуга, а не учреждение.

Кроме того, закон расширяет возможности выбора для человека. Он имеет право выбрать страховую организацию, медицинское учреждение и врача. При этом медучреждение, включенное в реестр и заключившее договор на оказание услуг по программе ОМС, не вправе отказать застрахованному человеку в оказании помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.

Меняется роль страховой медицинской организации по сравнению с ныне действующей системой.

До принятия закона выбор страховой медицинской организации был за страхователем, то есть за работодателем, у которого работал человек. Страхование неработающих граждан осуществляли региональные власти. В итоге получалось, что у страховых компаний нет мотивации бороться за потребителей услуг. В новом законе содержатся прямые нормы о том, что выбирает страховую компанию только человек, и страховая компания будет заинтересована в том, чтобы предложить застрахованному человеку лучший пакет услуг.

В законе четче прописаны права страховых медицинских организаций по контролю за оказанием медицинской помощи. Эта сторона работы страховых компаний, защита прав застрахованных, должна стать основой в отношениях с потребителями и включать такие параметры, как подбор медицинской организации для оказания помощи, ведение своего клиента на всех этапах оказания этой помощи и контроль за тем, как она была оказана. То есть если человек приходит с полисом в больницу, а у него начинают требовать деньги за услуги, которые ему положены бесплатно, он первым делом должен позвонить в свою страховую компанию с требованием разобраться в ситуации. И это уже забота страховой компании, с которой человек заключил договор, - быть его "адвокатом", защищая его права.

Одним из больших недостатков существующей системы является невозможность получить медпомощь по полису ОМС, находясь в другом регионе.. Дело в том, что сегодня полис обязательного медицинского страхования не является единым для всех регионов России, и как следствие, медицинское учреждение не всегда имеет информацию о том, будет ли оплачена медицинская помощь, оказанная иногороднему пациенту.

Но начиная с мая 2011 года в соответствии с новой редакцией закона об ОМС гражданам будут выдаваться полисы единого образца, которые будут действовать на всей территории страны. Единая база застрахованных лиц обеспечит достоверность и исключает дублирование информации о застрахованных. В дальнейшем полис ОМС будет включаться в состав универсальной электронной карты гражданина. Кроме того, впервые законодательно устанавливается жесткая норма о сроках расчетов за оказанную больным из других регионов медицинскую помощь. Срок - 25 дней. У медицинских учреждений появилась гарантия того, что оказанная помощь иногороднему гражданину будет оплачена, и они теперь будут заинтересованы, чтобы эту помощь оказать. Принципиальная новация закона - предоставлять медицинские услуги в рамках ОМС могут не только государственные (муниципальные) медучреждения, а организации любой организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой. Главное, чтобы у них было право (лицензия) на осуществление медицинской деятельности, и они должны быть включены в реестр ОМС.

Застрахованные лица имеют право на возмещение ущерба, причиненного им в связи с неоказанием или ненадлежащим оказанием медицинской помощи. К страховым организациям, не выполнившим свои обязательства, будут применяться установленные законом санкции.

В течение 2011-2012 годов за счет повышения на два процента страховых взносов на ОМС в здравоохранение будет направлено порядка 460 миллиардов рублей дополнительно. Эти деньги будут инвестированы в три направления: материально-техническая база (ремонт и оснащение медицинских учреждений), информатизация и совершенствование стандартов оказания медицинской помощи, то есть их оплата по полной стоимости.

Еще одно требование нового закона - теперь все медицинские учреждения должны будут иметь свои сайты в Интернете с подробной информацией.

Все изменения будут проходить постепенно.



Татьяна Григорьевна Леденцова,
исполнительный директор Кировского областного территориального фонда ОМС



 
Наверх