Вы находитесь: О фонде - Общая информация о фонде

Общая информация о фонде

Историческая справка

фасад здания КОТФОМС

Около века назад началось зарождение медицинского страхования в России. 23 июня 1912 года был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. И уже через год на многих территориях Российской Империи были созданы больничные кассы, которые явились прообразом современных страховых медицинских организаций.

Основой для начала проведения комплексной реформы в современном здравоохранении послужил Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 года "О медицинском страховании граждан в РСФСР". Два года спустя, когда он был введен в действие, была создана система обязательного медицинского страхования, которая и по настоящее время обеспечивает привлечение целевых финансовых средств в здравоохранение в виде налогов на обязательное медицинское страхование работающих граждан и страховых взносов органов исполнительной власти - на страхование неработающего населения. В целях практической реализации закона о медицинском страховании были созданы Федеральный фонд ОМС и 89 территориальных фондов ОМС организованных в субъектах Российской Федерации.

Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования является государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Руководство деятельностью фонда осуществляется правлением и исполнительной дирекцией. В соответствии с Положением об исполнительной дирекции фонда, утвержденным распоряжением Губернатора Кировской области 11 декабря 1997 года, на должность первого исполнительного директора фонда был назначен Печенкин Юрий Викентьевич, находившийся в этой должности до июня 2004 года. С 2004 года по февраль 2011 года исполнительным директором была Леденцова Татьяна Григорьевна. В настоящее время директор - Куликова Наталья Валерьевна.

В январе 1998 года начался прием на работу первых сотрудников и с марта 1998 года Кировский областной территориальный фонд ОМС начал функционировать в полную силу. Специалистов-профессионалов медицинского страхования в то время в области не было. Печенкину Юрию Викентьевичу и его заместителю Нечаеву Виктору Афанасьевичу удалось создать работоспособную команду, костяк которой был сформирован в 1998 году. Практически все специалисты, вошедшие в эту команду в дальнейшем стали занимать руководящие должности в исполнительной дирекции: Куликова Наталья Валерьевна и Леденцова Татьяна Григорьевна – директора фонда; Винокурова Нина Васильевна и Школьник Эмма Вакильевна - заместители директора; Кропачева Светлана Юрьевна и Середа Вера Вячеславовна - начальники отделов. Объединяющим фактором в работе всех сотрудников был творческий настрой, общая нацеленность на результат и энтузиазм, с которым брались за решение проблем. Первым сотрудникам фонда пришлось серьезно потрудиться, чтобы закон о медицинском страховании был реализован на территории области. Новыми для всех были термины "территориальная программа", "полис ОМС", "подушевой норматив". Так как на территории нашей области становление системы ОМС началось на 5 лет позднее, чем в других субъектах Российской Федерации, сотрудники фонда использовали опыт других территорий, анализировали их результаты и брали только лучшее.

На первых этапах работы фонда, помимо его материального оснащения, стояли две важнейшие задачи:
- создать нормативно-правовую базу, регулирующую отношения между субъектами и участниками системы ОМС;
- запустить практический механизм функционирования системы ОМС на территории области.

В кратчайшие сроки необходимо было выстроить систему отношений с администрациями городов и районов, лечебными учреждениями. Началась разработка правил обязательного медицинского страхования населения Кировской области. Параллельно встали задачи открыть филиалы, наладить учет плательщиков страховых взносов, обеспечить контроль за поступлением средств, выдать полисы ОМС населению. Были утверждены Временные правила обязательного медицинского страхования, Положение о согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе ОМС, структура фонда, размер взноса на ОМС неработающего населения и др., разработано множество локальных нормативных актов.

1 июня 1998 года был открыт первый межрайонный филиал в г.Омутнинске. В 1999 году было открыто еще десять филиалов фонда: Вятскополянский, Зуевский, Кировский, Кирово-Чепецкий, Котельничский, Куменский, Лузский, Слободской, Советский, Яранский. С 1 января 2005 года функция страховщика, которую осуществляли филиалы фонда, передана страховым медицинским организациям (СМО). Сейчас в структуре фонда остались филиалы: Котельничский, Яранский и Зуевский, которые выполняют контрольно-ревизионную работу в лечебных учреждениях области.

До сентября 2005 года страховые компании в основном осуществляли замену полисов обязательного медицинского страхования, заменив полисы ОМС 95% населения Кировской области. С 1 сентября 2005 года страховые медицинские организации приступили к выполнению работы по проведению медико-экономической экспертизы и оплате реестров счетов лечебно-профилактических учреждений за оказанную медицинскую помощь и экспертизы качества медицинской помощи. Также на них была возложена ответственность по защите прав застрахованных по обязательному медицинскому страхованию граждан на доступную, бесплатную и качественную медицинскую помощь.

Структура страхового поля Кировской области

По данным на конец 2016 года на территории Кировской области в сфере ОМС осуществляют свою деятельность 76 медицинских организаций, в том числе 5 медицинских организаций федерального подчинения и 7 частных клиник. Работу по страхованию и защите прав застрахованных лиц ведут 4 страховые медицинские организации. Численность застрахованных по ОМС на территории региона на 1 января 2017 года составила 1,35 млн. Основная доля (63%) застрахованы ОАО «РОСНО-МС».

Основные направления деятельности Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования:

1. Участие в разработке территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и определении тарифов на оплату медицинской помощи.

2. Аккумулирование и управление средствами обязательного медицинского страхования, осуществление финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирование и использование резервов для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.

3. Осуществление администрирования доходов бюджета Федерального фонда, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, регистрирование и снятие с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан.

4. Утверждение для страховых медицинских организаций дифференцированных подушевых нормативов финансирования.

5. Обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав.

6. Ведение территориального реестра экспертов качества медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

7. Осуществление контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверок и ревизий.

8. Сбор и обработка данных персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации

9. Ведение реестра страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Кировской области.

10. Ведение реестра медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Кировской области.

11. Ведение регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц.

12. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих информацию ограниченного доступа.

13. Осуществление расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования.

14. Осуществление контроля за деятельностью страховых медицинских организаций

15. Осуществление финансирования приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения:
- дополнительное финансовое обеспечение работников участковой службы;
- диспансеризация работающих граждан;
- диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

16. Осуществление иные функций в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации