Вы находитесь: Главная - Застрахованным лицам
Куда можно обратиться в случае нарушения прав в сфере охраны здоровья
В случае нарушения Ваших прав в сфере охраны здоровья Вы можете обратиться как устно, так и с письменным заявлением (жалобой):
- к должностным лицам медицинского учреждения;
- в министерство здравоохранения Кировской области;
- в страховую медицинскую организацию, обеспечившую Вас полисом ОМС;
- в Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (КОТФОМС);
- в Территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения
по Кировской области;
- в суд.
В выше перечисленные организации и учреждения Вы можете обратиться с заявлением (жалобой) на:
- на лекарственное обеспечение в стационаре;
- медицинскую помощь ненадлежащего качества;
- отказ в оказании медицинской помощи;
- взимание денежных средств за медицинскую помощь, оказываемую в рамках "Территориальной программы обязательного медицинского страхования";
- недостатки в организации работы медицинского учреждения;
- неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние медицинского учреждения;
- нарушение этики медицинскими работниками.
Итак, Вы приняли решение воспользоваться претензионной формой досудебного обращения к медицинскому учреждению, то есть хотите потребовать от лечебно-профилактического учреждения добровольного устранения нарушений Ваших прав. Претензия предъявляется в письменной форме (жалоба, заявление). В претензии следует указать:
- фамилию, имя, отчество, адрес пациента, а так же наименование МО, к которому предъявляется претензия, дата предъявления;
- обстоятельства, послужившие основанием для предъявления претензии, доказательства, подтверждающие изложенное;
- требования заявителя, сумма претензии и обоснованный ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
- ссылки на нормативные акты, договор или иные правоустанавливающие документы;
- перечень прилагаемых к претензии документов и других доказательств;
- иные сведения, которые пациент считает существенными для урегулирования спора.
К претензии прилагаются подлинные документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования, или заверенные копии, либо выписки из них, если эти документы отсутствуют у другой стороны. Поэтому к заявлению главному врачу медицинского учреждения нет необходимости прилагать копии имеющихся в больнице документов. Обычно является разумным не прилагать к подобной претензии оригиналы документов, при утрате которых Вы лишаетесь важных доказательств. Опыт показывает, что такие документы часто "теряются" при рассмотрении претензии.
Документами, подтверждающими изложенные в претензии обстоятельства, являются: Акт экспертизы качества медицинской помощи (составляется врачом экспертом), медицинская документация (амбулаторная карта, история болезни) или выписки из нее, результаты медицинских обследований, лист нетрудоспособности (его копия, если лист сдан в бухгалтерию по месту работы). К претензии о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пациента, прилагается заключение медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности и, в соответствующих случаях, о нуждаемости потерпевшего в дополнительных видах помощи. Заявитель не обязан сам организовывать экспертизу качества медицинской помощи - для подачи претензии достаточно субъективной уверенности в своей правоте. Вместе с тем, эту экспертизу проведут по Вашей просьбе эксперты страховых медицинских организаций. Можно предполагать, что в таком случае заключение может быть менее благоприятно для МО.
Претензия отправляется заказным или ценным письмом, либо вручается под расписку (например, секретарю главного врача МО). Претензия рассматривается администрацией МО в течение 30 дней со дня получения. По результатам рассмотрения претензии МО принимает соответствующее решение. Решение оформляется приказом руководителя МО. Приказ должен быть мотивированным, в нем указываются граждане, которым устанавливается возмещение вреда, его размеры и сроки выплаты. Копия приказа руководителя МО о возмещении вреда направляется заявителю вместе с ответом на претензию.
Ответ на претензию дается в письменной форме и подписывается руководителем или заместителем руководителя МО. В ответе на претензию указываются при полном или частичном удовлетворении претензии признанная сумма, срок и способ удовлетворения претензии. При полном или частичном отказе в удовлетворении претензии мотивы отказа со ссылкой на соответствующее законодательство и доказательства, обосновывающие отказ.
С аналогичной претензией в случае отрицательного решения Вашего вопроса лечебно-профилактическим учреждением, Вы можете обратиться в министерство здравоохранения области, в страховую медицинскую организацию или дирекцию Кировского областного фонда обязательного медицинского страхования.
Не считайте зазорным и недостойным обратиться в суд, поскольку это ваше конституционное право. Не забывайте, что ваша главная цель - получить высококачественную медицинскую помощь. Наказание халатных медиков, компенсация ущерба, выигрыш судебного иска - все это обычно весьма слабая компенсация за ущерб здоровью, который может наступить.